В начале XX столетия Жуковский Станислав Юлианович - один из самых известных и популярных пейзажистов в России. В МУЖВЗ он считался наиболее талантливым учеником и прямым наследником И. И. Левитана. И действительно, сам великий пейзажист с особым интересом присматривался к работам еще совсем молодого студента. Уже в 1895г. Жуковский участвует в выставках ТПХВ, позже он становится одним из членов-учредителей Союза русских художников. Еще до выхода Жуковского из училища, в 1899г., его картина «Лунная ночь» была приобретена в собрание Третьяковской галереи. Ранние пейзажи художника («Закат. Верховья Волги» (1897г.), «Весенняя вода» (1898г.), «Начало осени», «Ясная осень. Бабье лето» (оба 1899г.), «Восход луны» (1902г.), «Хотьково» (1903г.)) написаны в духе левитановской традиции. Мастерски исполненные, мягкие и поэтичные, они во всех смыслах легче пейзажей учителя. Жуковский не был философом. Он был влюбленным в жизнь и красоту мира человеком и стремился запечатлеть неповторимую прелесть каждого мгновения, каждого природного состояния. Он работал стремительно, писал большие пейзажи прямо с натуры, часто за один-два сеанса. Свежесть непосредственного восприятия, столь ценимая в конце XIX, начале XX в., очень важна и для Жуковского. В середине 1900-х гг. манера его несколько меняется, краски становятся ярче, сказывается влияние импрессионистов, мазок делается более выраженным и энергичным, усиливается декоративность. Так Жуковский пишет и в дальнейшем («Мартовский вечер» (1904г.), «Плотина» (1909г.), «Под вечер» (1910г.), «Осень. Веранда» (1911г.), «Увядающие астры», «Свежий снег» (обе 1912), «Озеро» (1912-1914гг.), «Весна» (1913г.), «Синяя вода» (1914г.), и др.). Все сильнее влечет художника «поэзия барской усадьбы» («Разъезд на рассвете» (1902г.), цикл «Бессонная ночь», «Утро. Осень в усадьбе» (1906г.), «Печальные думы» (1907г.), «Цветы последние» (1908г.), «В старой аллее» (1913г.), «Парк осенью. Старинная усадьба Меньшиковых» (1900-е гг.), и др.). Однако для Жуковского это не просто дань моде. Детство его прошло в родовом имении отца Старая Воля в Западной Белоруссии. Он знал и прелесть усадебной жизни, и чувство утраты привычного уютного мира. Отец художника был лишен дворянства и имущественных прав за участие в Польском восстании 1863г. и жил с семьей в собственном имении на правах арендатора. Да и сам художник отправился в 1892г. в Москву учиться живописи против воли отца, чем не только обрек себя на крайне тяжелое (в материальном смысле) существование, но и потерял на долгие годы возможность вернуться в родные места. С конца 1900-х гг. Жуковский пишет много усадебных интерьеров. Но и тут он остается, прежде всего, пейзажистом. Интерьеры Жуковского всегда открыты миру. Значительную роль в них играют окна, в которых виден окружающий пейзаж («Радостный май», «Поэзия старого дворянского дома» (обе 1912г.), «Весенние лучи» (1913г.), «Комната в имении Барсове» (1916г.), «Кусково. Малиновая гостиная» (1917г.), и др.). Художник любит писать и просто окна - эту прозрачную границу между маленьким домашним миром, созданным человеком, и большим внешним миром, частью которого он является («Первые предвестники весны» (1910г.), «Подснежники», «Праздник весны» (обе 1911г.)). После Октябрьской революции Жуковский по-прежнему интенсивно работает, несмотря на все трудности. Долгое время он живет в Вятке. Вернувшись в Москву, художник устраивает в 1921г. персональную выставку. Однако тут ему пришлось пережить резкие нападки авангардистской критики. Постепенно Жуковский утверждается в намерении покинуть Россию. В 1923г. он уезжает в Польшу. Круг тем и образов в его искусстве остается прежним («Перед маскарадом. Портрет жены» (1923г.), «Речка в Полесье», «Осеннее утро», «Иней» (все 1928г.), «Лунная ночь. Жасмин и пионы» (1920-е гг.), и др.). Только мазок становится, пожалуй, еще более текучим. В годы европейского экономического кризиса конца 1920-х, начала 1930-х гг. друзья-художники, а среди них влиятельнейший И. И. Бродский, настойчиво уговаривают Жуковского вернуться в СССР. На словах он соглашается, однако ограничивается продажей в советские собрания ряда своих работ. Умер художник в лагере для высланных нацистами после Варшавского восстания жителей польской столицы. Во время восстания погибли и многие его картины. |