Отец Сверчкова Николая Егоровича был выходцем из крестьян и служил старшим конюхом и кучером в придворных конюшнях. Мальчик рано начал рисовать лошадей и других животных, проявив наблюдательность и умение передать повадки своих «моделей». Поощряя склонности сына к занятиям искусством, родители отдали его в 1827г. в Воспитательное училище при АХ. Однако слабый здоровьем ребенок не выдержал сурового режима и через полгода был взят оттуда и определен в училище общего типа, после окончания которого по настоянию отца поступил в хозяйственный департамент Министерства внутренних дел. Карьера чиновника не прельщала юношу, который в свободное время продолжал упорно заниматься рисунком и живописью. Постепенно он развил свои способности до такой степени, что в 1839г. осмелился послать на академическую выставку первые картины: «Автопортрет», «Ездок», «Итальянка с гитарой» и «Портрет девицы Сверчковой». Успех был очевидным, и его удостоили звания свободного художника портретной живописи. В 1840г. Сверчков решился оставить службу. Дар анималиста, умение на редкость правдиво и свободно изображать сцены с лошадьми помогли Сверчкову занять место художника Хреновского и Чесменского государственных конных заводов, крупнейших в России. В этой должности он создал целую галерею, представляющую породистых лошадей. Прославившись своим знанием пород и умением передать их особенности, Сверчков стал получать заказы от известных коннозаводчиков. Он изъездил Россию из конца в конец, узнал нравы провинции и воплотил их в жанровых зарисовках. На академической выставке 1844г. были представлены его картины «Отдых в поле» и «На конской ярмарке». В этот период Сверчков отдал дань и литографскому искусству. В 1844г. им были созданы литографии «Кирасиры», «Казаки», «Лезгинский эскорт» и др. Издательство Дациаро заказало ему серию уличных и дорожных сцен «Эскизы русского» (1845г.). Издатель Фельтен выпустил «Альбом коннозаводчиков с портретами заводских жеребцов и маток лучших заводов России, писанных с натуры и литографированных художником Н. Сверчковым» (1846-1852гг.). Этот цикл состоял из 25 листов и был весьма популярен. Проявил себя художник и в портретном жанре, написав в конце 1840-х гг. «Портрет супруги в амазонском платье на лошади» и «Скульптор И. И. Юшков в санях на набережной Невы», а также «Портрет доезжачего В. П. Воейкова Харитона». В 1852г. за картину «Помещичья тройка» Сверчков получил звание академика «живописи народных сцен», а в 1855г. за картину «Дорожные» - профессорское звание. В жизни художника 1850-е гг. были отмечены дружбой с Н. А. Некрасовым, в ярославском имении которого, Карабахе, он провел много времени. Вместе с поэтом ходил на охоту, ездил на крестьянские праздники, участвовал в домашних литературных вечерах. Сверчков выполнил серию картин и рисунков на сюжеты произведений Некрасова: «Мороз, Красный нос», «Мужичок с ноготок», а также написал конный портрет А. Я. Панаевой. Нелегкой доле ямщиков посвятил художник цикл картин конца 1850-х гг.: «Тройка в степи» (1856г.), «В метель» (1857г.) и др. Немалое место в его творчестве занимали и сцены из охотничьей жизни: «Зимняя охота», «Беркутова охота, бывшая в Москве» (обе 1856г.), «Эскизы охоты» (1857-1858гг.). Все они отличаются тонким пониманием русского пейзажа. В начале 1860-х гг. Сверчков предпринял заграничную поездку, побывал в Париже, Лондоне, Брюсселе, где его выставки имели большой успех. Вернувшись в 1864г. в Россию, он получил официальный заказ на серию исторических картин: «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск в 1664 году» (1866г.), «Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы» (1873г.) и «Поезд царя Ивана Грозного на богомолье» (1878г.). Новым жанром в его творчестве были и батальные сцены, самая известная из них – «Переход гвардии через Балканы» (1879г.) - была посвящена событиям русско-турецкой войны. Однако ни в исторической, ни в батальной живописи Сверчков не проявил себя столь тонким мастером, каким был в анималистическом жанре. |