Знаменитый французский исторический живописец. Настоящее его имя было Ипполит, именем Поль его звали в семействе, и оно удержалось за ним у современников и в истории искусства. Отец Делароша был эксперт по части картин, а дядя служил консерватором кабинета гравюр в Парижской Публичной библиотеке, благодаря чему будущий живописец родился и развивался в артистической атмосфере. Чувствуя вначале влечение к пейзажной живописи, он учился ей у Вателе, но вскоре перешел от него к историческому живописцу К. Деборду, а потом в течение четырех лет работал под руководством барона Гро. Впервые явился перед публикой в Парижском салоне 1822 года с картиной "Иосавефа спасает Иoaca" (находится в Луврском музее), еще сильно отзывающейся несколько напыщенной манерой Гро, но уже свидетельствовавшей о выдающемся даровании художника. В последовавших произведениях: "Любовь Филиппо Липпи к его натурщице-монахине", "Кардинал архиепископ Винчестерский допрашивает Жанну д'Арк в ее темнице", "Св. Винцент де Поль держит проповедь перед двором Людовика XII" и несколько других, выставленных в салоне 1824 года, Деларош уже в значительной степени свободен от влияния своего учителя и вообще от академической рутины, вполне отделаться от которой ему удается в дальнейших своих работах: "Смерть президента Дуранти" (находится в зале заседаний французского Государственного совета), "Кончина английской королевы Елизаветы" (находится в Луврском музее), "Мисс Макдональд подает помощь последнему претенденту после битвы при Кюлодене, 27 апреля 1746 года" и пр. Примкнув к новым идеям главы романтической школы, Делакруа, он, руководимый светлым умом и тонким эстетическим чувством, осуществлял эти идеи в своем творчестве с воздержанностью, остерегаясь преувеличивать драматизм изображаемых сцен, не увлекаясь чрезмерно резкими эффектами, глубоко обдумывая свои композиции и разумно пользуясь превосходно изученными техническими средствами. "Дети английского короля Эдуарда IV в лондонском Тауэре", "Кардинал везет за собой своих пленников Сен-Марса и де-Ту", "Мазарини, умирающий среди придворных кавалеров и дам", "Кромвель перед гробом короля Карла Стюарта" (первый экземпляр - в Нимском музее, повторение - в Кушелевской галерее, в Петербургской Академии художеств), "Казнь Иоанны Грей", "Убийство герцога Гиза" и др. картины Делароша на сюжеты, заимствованные из английской и французской истории, были встречаемы единодушной хвалой критиков и вскоре делались популярны благодаря изданию в гравюрах и литографиях. В 1832 году Деларош приобрел уже такую известность, что был избран в члены института. В следующем году он получил должность профессора в Парижском училище изящных искусств, в 1834 году отправился в Италию, где женился на единственной дочери живописца О. Верне и провел три года. По возвращении своем в Париж выставил в салоне 1837 года: "Лорда Стаффорта, идущего на казнь", "Карла Стюарта, оскорбляемого кромвелевскими солдатами" и "Св. Цецилию", и с тех пор уже не участвовал в публичных выставках, предпочитая показывать свои готовые произведения любителям искусства у себя в мастерской. В 1837 году принялся за главный труд всей своей жизни - колоссальную стенную картину (15 м длиной и 4,5 м шириной), занимающую собой полукруглую трибуну в актовой зале Училища изящных искусств и вследствие того известную под названием "Полукружия" ("Hemicycle"). Он представил здесь в величественной многофигурной композиции аллегорические олицетворения образных искусств, раздающие наградные венки в присутствии сонма великих художников всех народов и времен, начиная глубокой древностью и кончая ХVII столетием. По завершении (в 1841 году) этого монументального произведения, прекрасно гармонирующего с архитектурой залы, как нельзя более соответствующего ее назначению, отличающегося красотой и разнообразием группировки, блеском красок и виртуозностью исполнения, Деларош продолжал работать неустанно, постоянно совершенствуясь и стараясь отделаться от последних следов эмфаза, наложенных на него воспитанием. В это время он брал темы для своих картин преимущественно из священной и церковной истории, а после вторичной поездки в Италию (в 1844 году) писал сцены из тамошнего быта и, наконец, по смерти своей жены (в 1845 году) особенно полюбил сюжеты трагические и такие, которые выражают борьбу великих характеров с неумолимой судьбой. Замечательнейшими произведениями Делароша за последний период его деятельности могут считаться: "Снятие со креста", "Богоматерь во время шествия Христа на Голгофу", "Богоматерь у подножия креста", "Возвращение с Голгофы", "Мученица времен Диоклетиана" (находится в Михайловском дворце в Петербурге), "Мария Антуанетта после объявления ей смертного приговора", "Последнее прощание жирондистов", "Наполеон в Фонтенебло" (находится в Лейпцигском музее) и оставшаяся неоконченной "Скала св. Елены". Деларош превосходно писал портреты и увековечил своей кистью физиономии многих выдающихся людей своей эпохи, например папы Григория XVI, Гизо, Тьера, Шангарнье, Ремюза, Пурталеса, певицы Зонтаг и др. Лучшие из современных ему граверов: Рейнольдс, Прюдон, Ф. Жирар, Анрикель-Дюпон, Франсуа, Э. Жирарде, Меркури и Каламатта считали для себя лестным воспроизводить его картины и портреты. |