Гимназистом почувствовавший влечение к искусству, поступил в 1881г. в МУЖВЗ, сначала на архитектурное отделение, потом на живописное. Учился успешно, хотя попытки следовать новейшим тенденциям в живописи не раз вызывали неодобрение части профессоров. После выпуска, испытывая серьезные материальные затруднения, Головин был вынужден некоторое время зарабатывать ремесленной росписью интерьеров. В поисках собственного пути он многое перепробовал: занимался станковой живописью, декоративными искусствами - проектировал мебель и утварь, делал майоликовые панно, участвовал, вместе с К. А. Коровиным, своим другом, в оформлении русского кустарного павильона на Всемирной выставке 1900г. в Париже. Решающим поворотом в его жизни стало приглашение в Большой театр. Первые же работы - декорации к опере А. Н. Корещенко «Ледяной дом» (1900г.) и к опере Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка» (1901г.), оказались удачными. В 1902г. он был приглашен в Петербург на должность главного декоратора императорских театров. С тех пор его творчество и лучшие достижения надолго связаны с двумя столичными театрами - Мариинским и Александрийским. Одной из лучших работ, заставивших говорить о Головине как о смелом новаторе, было оформление «Кармен» (Мариинский театр, 1908г.), в котором он разрушил стереотипы восприятия известной оперы Ж. Бизе. Головин работал и для «Русских сезонов» в Париже: оформил «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского (1908г.) и «Жар-птицу» И. Ф. Стравинского (1910г.) - спектакли, имевшие триумфальный успех. В предреволюционное десятилетие Головин сотрудничал главным образом с выдающимся режиссером-новатором XX в. В. Э. Мейерхольдом, который нашел в нем идеального соавтора в осуществлении принципа «чистой театральности». Начало их сотрудничеству положил спектакль «У врат царства» К. Гамсуна (Александрийский театр, 1908г.) затем были поставлены «Дон-Жуан» Ж.-Б. Мольера (Александрийский театр, 1910г.) и опера «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка (Мариинский театр, 1911г.), оформленные в духе так называемого традиционного театра, где стилизаторское воскрешение старых сценических средств и приемов использовалось для решительного обновления театральной эстетики. Их совместные работы в большинстве своем стали событиями истории отечественного театра. В спектакле Александрийского театра «Гроза» (1916г.) по пьесе А. Н. Островского, трактованной не как бытовая, а как национально-романтическая драма, действительность представала, словно увиденной через восприятие возвышенной души героини. В опере А. С. Даргомыжского «Каменный гость» (Мариинский театр, 1917г.) в изображении Испании художник шел от романтизированных представлений об этой стране, выраженных в подчеркнутой символике цвета и орнаментального декора. Венцом творческого содружества Головина и Мейерхольда был спектакль по драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад», над которым они трудились в Александрийском театре несколько лет. Его премьера, состоявшаяся 25 февраля 1917г., прозвучала мрачным реквиемом уходящей в прошлое России. Здесь чрезвычайно сложное и торжественное оформление составляло органическую часть полуфантастического театрального действия, роскошного и пугающего. «Маскарад» Головина завершил целую эпоху русской сценографии, подготовив ее выход на новые рубежи в следующем десятилетии. После 1917г. Головин в театре был занят гораздо меньше, чем прежде, фактически он оказался не у дел. В последний раз ему удалось блеснуть превосходными декорациями в известном спектакле МХАТа «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1927г.) по пьесе П. Бомарше, но следующая его работа, декорации к «Отелло» У. Шекспира, не нашла в том же театре понимания - спектакль вышел уже после смерти художника в сильно искаженном варианте оформления. Вынужденную бездеятельность Головин компенсировал тем, что занимался журнальной и книжной графикой (в частности, он создал в 1922г. превосходные иллюстрации к «Двойнику» Э.Т.А. Гофмана) и, более всего, живописью. Великий театральный художник, он был и незаурядным станковым живописцем, написавшим много портретов, преимущественно людей из своего окружения. Большой известностью пользуются его портреты Ф. И. Шаляпина в ролях Мефистофеля (1905г.), Олоферна (1908г.) и Бориса Годунова (1911г.), а также портрет В. Э. Мейерхольда (1917г.). Головин был и автором прекрасных пейзажей и натюрмортов, исполненных в его очень индивидуальном, с немалой долей декоративности, стиле. |