Русский художник Кустодиев Борис Михайлович, родившийся в небогатой семье, готовился стать священником. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896г., оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в АХ. Там он занимался в мастерской И. Е. Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники при работе над картиной «Заседание Государственного совета». В Кустодиеве обнаружился дар портретиста, и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов - Д. Л. Мордовцева, Д. С. Стеллецкого, И. Я. Билибина (все 1901г.), В. В. Матэ (1902г.). В 1903г. закончил АХ, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку. В Париже Кустодиев успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904г.), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Н. В. Гоголя (1905г.), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909г.), а также «Портрет священника и дьякона» (1907г.) и «Монахиня» (1908г.), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. Одновременно с этим он увлеченно работал над картинами, посвященными изображению старой русской жизни, преимущественно провинциальной. Материал для них он черпал из воспоминаний детства и впечатлений от частого пребывания в Заволжье, в Кинешемском уезде, где в 1905г. построил дом-мастерскую. Он выстраивал увлекательные сюжеты, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906г., 1908г.), «Деревенский праздник» (1910г.) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915г.), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. Итогом стала «Масленица» (1916г.) - идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Над этой жизнерадостной картиной Кустодиев работал в крайне трудных условиях: в результате тяжелого заболевания он с 1916г. был прикован к креслу-каталке, его мучили частые боли. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала, исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания, изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Часто это были заказные, не очень интересные для него работы, но он все выполнял на серьезном профессиональном уровне, а порой добивался и выдающихся результатов. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922г.), рисунки к повестям И. С. Лескова «Штопальщик» (1922г.) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923г.) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Е. И. Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 г. и тотчас же повторенная ленинградским ГБДТ. Кустодиев успевал уделять время и сокровенному, продолжая с ностальгической влюбленностью воссоздавать жизнь старой России во множестве картин, акварелей, рисунков. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1918г.), «Масленица» (1919г.), «Зима. Масленичное гулянье» (1921г.) и даже в своем замечательном портрете Ф. И. Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920г.). В картинах «Купчиха за чаем» (1918г.), «Купчиха с зеркалом2 (1920г.), «Русская Венера» (1925-1926гг.) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920г.) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923г.). Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Он, в своем инвалидном кресле, бывал на премьерах в театрах и даже совершал дальние поездки по стране. Болезнь прогрессировала, и в последние годы художник вынужден был работать на холсте, подвешенном над ним почти горизонтально и так близко, что не имел возможности увидеть сделанное целиком. Но физические силы его иссякали: ничтожная простуда повлекла за собою воспаление легких, с которым сердце уже не справилось. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. |