Французский художник Выходец из состоятельной семьи банкиров-протестантов из Монпелье, Базиль, получив степень бакалавра, начинает изучать медицину. Однако, еще до окончания лицея, он находит свое истинное призвание: решающую роль здесь сыграли частые посещения музея Фабр, а также знакомство с современным искусством,произошедшее в гостях у его соседа Альфреда Бруйа, коллекционера живописи, в частности произведений Делакруа и Курбе. В 1862 Базиль отправляется в Париж, где, продолжая свои занятия медициной, посещает Лувр и поступает в Академию Глейра. Своей приветливостью, чистосердечием и великодушием он заставляет забыть окружающих о его аристократическом происхождении; он дружит с К. Моне, Ренуаром и Сислеем. Присоединившись к ним, Базиль оспаривает академические принципы и увлекается Делакруа, Курбе, Э. Мане, Коро, Йонгкиндом и художниками барбизонской школы. Через своих двоюродных братьев Лежонов, принимающих у себя Э. Мане и Фантен-Латура, Базиль знакомится с Сезанном, к которому сразу же проникается симпатией. Сезанн знакомит его с Писсарро и Гийоменом, своими товарищами по академии Сюиса. Так, очень быстро, Базиль входит в группу молодых художников, большей частью оказавшихся вне официальных Салонов и еще в 1867 создавших проект совместных выставок, предвосхитивших первую экспозицию импрессионистов (1874). В отличие от своих друзей, Базиль мало путешествует; лишь К. Моне убеждает его приехать в Онфлёр или Шайи, где тот служит моделью для "Завтрака на траве", и пишет остроумную картину "Импровизированный походный лазарет" (1864, Париж, музей Орсэ). Картина изображает раненого Моне в неподвижной позе и обнаруживает влияние К. Моне. Базиль чуток не столько к влажному солнечному небу Иль-де-Франса или Нормандии, сколько к резкому южному освещению, окрашивающему даже тени; оно стало для художника живописным откровением еще в ту пору, когда он восторгался этим ослепительным светом на картине Курбе "Встреча" (1854) в собрании Бруйа. Художник традиционный по своей сути, но современный в своих устремлениях, а часто и в форме, Базиль пишет картины то для Салона, то для Мерика -фамильного поместья в окрестностях Мон-пелье ("Розовое платье", 1864, Париж, музей Орсэ; "Семейный портрет", 1867-1868, там же; "Вид деревни", 1868, Монпелье, музей Фабра). Картина "Вид деревни" была выставлена на Салоне 1869 Колеблясь в своей живописной технике, Базиль использовал то приемы Делакруа, которым восхищался "так же, как и всем прочим", то Э. Мане, с его заимствованиями у голландцев XVII в., и Коро. Прирожденный колорист, Базиль в последних работах проявляет склонность к композиции, в которой проявляется его подлинно классицистический темперамент ("Берега Леца", 1870, частное собрание). В отличие от многих своих товарищей, Базиль ушел на фронт добровольцем; в ноябре 1870 он погиб в битве при Бон-ла-Роланд - ему было 29 лет. Его творческое наследие включает в себя около 50 картин, девять из которых хранятся в музее Фабра в Монпелье и пять в парижском музее Орсэ. |