Бонингтон Ричард Паркс — английский живописец и график. С 1817 г. жил во Франции. Учился живописи в Кале у Л. Франсиа, с 1820 г. посещал Школу изящных искусств в Париже, где его учителем был А. Ж. Гро. С 1822 г. начал выставлять свои картины в парижских Салонах, а с 1827 г. принимал участие в выставках Общества художников Великобритании и Королевской Академии художеств в Лондоне. Большое влияние на Бонингтона оказало знакомство с Э. Делакруа, Т. Жерико, Дж. Констеблом. В 1824 г. живописец впервые совершил путешествие в Италию. Большой популярностью художник пользовался у себя на родине, в Англии, а также во Франции, где, соединяя в своем творчестве особенности французского и английского романтизма, считался представителем английской художественной манеры. Бонингтон писал главным образом пейзажи и исторические композиции. В пронизанных духом романтизма исторических полотнах Бонингтон с помощью бытовых деталей подчеркивает достоверность изображаемого («Генрих III и английский посол», 1827-1828; «Генрих IV и испанский посол» — оба в собрании Уоллес, Лондон). Гармонией и цельностью отличаются очаровательные акварели Бонингтона (виды Нормандии, Парижа, Венеции), легкость и прозрачность в передаче световоздушной среды присущи написанным в свободной манере пейзажам («Водные партеры в Версале», 1826, Лувр, Париж; «Площадь Сан-Марко, Венеция», ок. 1827, собрание Уоллес, Лондон). Почти осязаемую реальность пейзажам придает непосредственность в передаче впечатления, а также чистая и звучная колористическая гамма. Такой же притягательной силой обладают лиричные, отмеченные глубоким поэтическим чувством полотна, изображающие побережье Нормандии («Собор и порт Руана», ок. 1821, Британский музей, Лондон; «Берег в Нормандии», ок. 1824, Лувр, Париж; «Вид на берегу Нормандии», 1824, частное собрание, Великобритания; «Лодки у берегов Нормандии», ок. 1825, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Сцена на Нормандском побережье», ок. 1826, собрание лорда Ферхейвена, аббатство Энглси). Искусство Бонингтона - пейзажиста оказало значительное влияние на развитие пейзажного жанра в XIX в., особенно близко ему было творчество художников барбизонской школы. Непревзойденный мастер наброска, виртуозно передающий изменчивость переходных состояний природы, замечательный живописец предвосхитил будущие пленэрные разработки художников-импрессионистов. |