Якоби Валерий Иванович поступил в Петербургскую АХ в 1856г. уже зрелым человеком. За его плечами была вся Крымская кампания, которую он прошел добровольцем Симбирского ополчения. Став воспитанником АХ, он уже в 1860г. был удостоен малой золотой медали за картину «Светлый праздник нищего» - проникновенный рассказ о судьбе обездоленного. Годом позже художник создает самое значительное из своих произведений - обличительную по направленности картину «Привал арестантов» (1861г.). В ней Якоби первым из русских художников обратился к теме царской каторги. С необычайной убедительностью представлены здесь самые различные социальные типы - от босяка до интеллигента-политкаторжанина, жизнь которого оборвалась в пути. Получив право на заграничную поездку, Якоби отправился в Европу; побывал в Германии, Франции, Италии и других странах, где, совершенствуя свое искусство, провел восемь лет (1861-1869гг.). Результатом поездки стали картины на исторические сюжеты – «Террористы и умеренные» и «Кардиналу Гизу показывают голову адмирала Колиньи, убитого в Варфоломеевскую ночь 1572 года», за которые художник получил звание академика. Вернувшись в Россию, художник принял деятельное участие в организации ТПХВ. Однако он пробыл в нем лишь до 1872г., когда был исключен из числа его членов как отошедший от идеалов передвижничества. Консервативную позицию занял Якоби и в АХ, где получил должность профессора. Он выбирал темы преимущественно исторического жанра, создавая картины поверхностно-иллюстративного характера, внешне занимательные, но лишенные какого-либо идейного содержания («Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны» (1872г.), «Ледяной дом» (1878г.), и др.). Творчество его в 1880-х гг. стало постепенно угасать. |