Русский художник, мастер импрессионистического пейзажа в духе «Союза русских художников». Родился в селе Крынки близ Белыничей (ныне Могилевская область, Белоруссия) 31 января (12 февраля) 1872 в семье помещика. Учился в Киевской рисовальной школе Н.И.Мурашко (1885-1889) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1889-1897) у И.М.Прянишникова, С.А.Коровина и В.Д.Поленова. Был членом «Товарищества передвижников», «Союза русских художников», «Общества имени А.И.Куинджи». В 1922 вступил в АХРР. Жил преимущественно в Москве. Продолжил традицию импрессионистического пейзажа – лирически-эмоционального, отмеченного живой, «этюдной» легкостью красочного письма и любовью к переходным (в особенности весенним) состояниям природы («Весна» (1911), «Лед прошел» (1930), «Задумчивые дни осени» (1932–1942), все три работы – в Третьяковской галерее). На фоне усиливающейся официальной критики этого жанра за его «безыдейность» разработал особый тип «мемориального пейзажа», посвященного местностям, связанным с жизнью и деятельностью выдающихся деятелей культуры. Среди его произведений - серии картин «Ясная Поляна» (1928), музей Л.Н.Толстого (Москва) и Усадьба П.И.Чайковского (1942, Дом-музей Чайковского, Клин). Писал также в Горках Ленинских (1924 и 1945), пушкинском Михайловском (1936-1937) и сталинском Гори (1946-1947). Не раз ездил в творческие командировки с заданием запечатлеть различные «стройки коммунизма», однако привозил в основном свою природную лирику. В этом смысле, имея в виду соотношение задания и результата, был близок К.Г.Паустовскому. Умер Бялыницкий-Бируля в Москве 18 июня 1957. Посмертно вышла его мемуарно-очерковая книга «Из записок художника» (1958). |