Учился в Одесском художественное училище (1901-08) у К. К. Костанди и в Петербургской АХ (1909-17). Работал в технике акварели. Создатель психологических портретов, индустриальных пейзажей, сочных по колориту пейзажей Украины, Молдавии ("Весна", 1955, Одесский художественный музей). Педагог, с 1935 профессор Киевского художественного института (среди учеников - А. М. Лопухов, В. Г. Пузырьков и др.). Государственная премия Украинской ССР им. Т. Г. Шевченко (1970). Он был заслуженным деятелем искусств УССР, действительным членом Академии архитектуры УССР, членом правления Союза советских художников Украины (с 1938 по 1968 г.), руководителем мастерской живописного факультета Киевского государственного художественного института, председателем правления Союза художников Украины (1949–1951 годы), народным художником СССР (1944 год), действительный член Академии художников СССР, лауреатом Государственной премии УССР имени Т. Г. Шевченко, кавалером ордена Ленина и трех орденов Трудового Красного Знамени. Сын херсонского кровельщика Алексея Шовкуненко уже в детстве проявил способности к рисованию. Отец не препятствовал выбору сыном ремесла и определил его учеником к херсонскому иконописцу. Здесь Алексей познал первые азы и нехитрые премудрости живописи, которые пригодились ему позднее во время учебы в Одесском художественном училище. Окрыленный похвалой и рекомендательным письмом самого Кириака Костанди Алексей поступает в Петербургскую Академию художеств. С головой уходит в учебу. Однако его честолюбивым планам не было суждено сбыться. Окончание академии совпало с Октябрьским переворотом 1917 года и последующим смутным временем. Тогда и в изобразительном искусстве эхом отозвалось: «Мы наш, мы новый мир построим». Шовкуненко, не успевший утвердиться в столице, возвращается в Херсон. Настало время, когда Алексею пришлось думать не только о возвышенном, но и о прозе жизни: на что жить. Заработать живописью – бесполезная трата времени: большевики ведь нуждались лишь в кумачовых транспарантах. И он устроился препо давателем рисунка и живописи в херсонскую Пролетарскую художественную студию. Зарплаты едва хватало на еду. А желание писать, утвердиться художником, уловить дух нового времени, поймать за хвост жар-птицу не покидало полуголодного художника. Чтобы заработать на кисти и краску, Шовкуненко пишет портреты на заказ. В этих работах его почерк не узнать. Уж больно выпячена нарочитая красивость. Позднее сам Алексей Алексеевич сознавался: «Не думайте, что я делал это только ради того, чтобы портреты были красивы, хотя в работах такого рода (портреты, выполненные по заказу. – Прим. авт.) обойтись без этого нельзя». Шовкуненко не сдается. Он пишет, пишет и пишет. Нет ни одной республиканской выставки, в каталоге которой не значился бы А. А. Шовкуненко. В 1926 году его приметили и пригласили на преподавательскую работу в Одесский художественный институт. Конечно, такое внимание властей польстило честолюбию художника, но также удручило. Когда уже «разменян» пятый десяток, а славы и признания нет, то для художника это равносильно творческой смерти. Однако Фортуна оказалась очень милостивой к Шовкуненко, по достоинству оценив его трудолюбие и упорство в достижении цели. Своим взлетом художник обязан социалистической действительности. Главным тезисом страны, строящей социализм, стала индустриализация СССР. А делом чести и долга советских живописцев – отразить это в своих произведениях. Так и пришел звездный час Алексея Шовкуненко. Кто-кто, а он уже имел навыки в этом направлении: «Судоремонтные мастерские им. Коминтерна», «Катера на стапелях». Одна серия акварелей, запечатлевшая строительство элеватора в Херсоне, чего стоила! В 1930 году именно его командируют в Запорожье на строительство Днепрогэс, чтобы запечатлеть это эпохальное событие в истории СССР. Более двух лет Шовкуненко «мозолил» глаза строителям, делая наброски и эскизы строительства крупнейшей гидроэлектростанции. Почти столько же времени ушло у Алексея Алексеевича на систематизацию и соединение их в единое целое под общим названием серии «Днепрострой». Именно этот альбом технических акварелей стал для Шовкуненко трамплином на художественный Олимп СССР. На международной выставке «Искусство и техника в современной жизни» (Париж, 1937 год) – золотая медаль, на Всесоюзной выставке «Индустрия социализма» (Москва, 1939 год) – первая премия. Даже в далеком 1958 году на всемирной выставке «ЭКСПО-58» (Брюссель) альбом был удостоен серебряной медали. 57-летнему художнику присваивается первое почетное звание – заслуженный деятель искусств УССР и «навешивается ярлык» – один из первых и крупнейших в советском искусстве мастеров индустриального пейзажа. Дальнейший «звездопад» продолжился до конца жизни художника. |