Живописец-портретист, мастер русского модерна. В 1883 г. поступил в МУЖВЗ. 1880-е гг. были периодом расцвета русского искусства, связанного, как и в предшествующее десятилетие, с деятельностью ТПХВ. Однокашниками Малютина по училищу были И. И. Левитан, С. А. и К. А Коровины, А. П. Рябушкин, М. В. Нестеров, А. Е. Архипов, а среди его учителей - известные живописцы В. Е. Маковский и И. М. Прянишников. Своей же профессиональной подготовкой он был обязан прежде всего талантливому рисовальщику Е. С. Сорокину. В 1886 г. Малютин закончил училище, получив звание свободного художника. Его деятельность в ранний период (конец 1880-х - 1890-е гг.) была весьма разнообразной. Отдавая предпочтение лирическим жанровым сценам без развернутой фабулы ("Подруги", 1889; "В гостях у соседки", 1892, и др.), он писал и пейзажи, обнаруживающие связь с поленовской школой, и исторические картины ("Нашествие татар", 1890-е). В середине 1890-х гг. по приглашению С. И. Мамонтова он создает декорации для его Нижегородской оперы, а затем работает для Московской частной оперы. Но самые крупные достижения Малютина в этот период, особенно в конце 1890-х гг., связаны с книжной иллюстрацией ("Сказка о царе Салтапе", "Руслан и Людмила" и другие произведения А. С. Пушкина). Несмотря на некоторую неровность и подчас непоследовательность исканий, работы художника в этой области стали важным шагом вперед по сравнению с иллюстрацией второй половины XIX в. В 1900 г. Малютин поселился в Талашкине - имении княгини М. К. Тенишевой, которое было тогда центром возрождения художественных ремесел. Деятельность Тенишевой по собиранию произведений народного искусства и обучению резчиков, ткачих, вышивальщиц и других мастеров в специально устроенных мастерских приобрела широкий размах. Эскизы художественных изделий выполняли В. М. Васнецов, К. А. Коровин, М. А. Врубель, Н. К. Рерих, но расцвет талашкинского промысла связан прежде всего с именем Малютина, под чьим постоянным руководством велась работа кустарей. По его проектам столярная и резная мастерские выполняли внешнее и внутреннее убранство талашкипских построек, из которых сохранился до наших дней домик-библиотека ("Теремок"). Не стремясь точно следовать образцам традиционного народного искусства и не заботясь особенно об утилитарной стороне, Малютин осмыслял национальное наследие прежде всего на образном уровне и стал одним из создателей своеобразного русско го варианта стиля модерн. В 1900 г. журнал "Мир искусства" познакомил публику с творчеством художника, приобретавшего все большую популярность. По возвращении в Москву в 1903 г. Малютин вступает в СРХ, начинает преподавательскую деятельность в МУЖВЗ. Самая значительная его работа того времени - оформление, совместно с архитектором Н. К. Жуковым, фасадов и интерьеров доходного дома П. Н. Перцова (1905-07). Здание это стало интересным явлением в архитектуре начала века. Особенную известность Малютин получил как портретист. В 1909 г. он возглавил в училище портретно-жанровый класс, которым до этого руководил В. А. Серов. Вскоре у художника возник замысел продолжить создание портретной галереи "лучших людей русских", начатой по инициативе П. М. Третьякова. Открыл эту галерею портрет В. В. Переплетчикова (1912), за ним последовали портреты М. В. Нестерова, В. Я. Брюсова (оба 1913), А. М. Васнецова, К. Ф. Юона (оба 1914), В. А. Гиляровского, Н. П. Богданова-Бельского (оба 1915), И. Д. Сытина и др. В 1914 г. С. В. Малютину было присвоено звание академик:: а в следующем году он стал членом ТПХВ. В советское время живописец продолжал писать портреты в русле реалистической традиции. В 1922 г. на его квартире молодые художники-реалисты приняли pешение о создании нового объединения, получившего потом название Ассоциации художников революционной России (АХРР). Самое знаменитое произведение Малютина советского времени - портрет Д. А. Фурманова (1922). В нем органично слились две основные темы портретного творчества художника: человек новой эпохи, деятель революции, и человек искусства. Герой портрета - писатель, комиссар легендарной Чапаевской дивизии - прост м естествен; его живой, чуть насмешливый взгляд обращен к зрителям. Очень удачно композиционное решение картины: динамика диагональных линий, сходящихся в смысловом центре - лице изображенного, усиливает живую подвижность и одновременно монументальность образа. В сдержанной гамме полотна, решенного в сероватых, зеленоватых и охристых тонах, интенсивно звучит пятно открытого алого цвета - боевой орден на левой стороне груди комиссара. Этот цветовой акцент служит важным штрихом к образу Фурманова, который в то время, несмотря на ранение, мужественно работал над завершением своего романа. К теме героики Гражданской войны Малютин обратился и в другом портрете - "Партизан" (1936), написанном им незадолго до смерти. |