Мастер бытового жанра и исторических картин. Художник яркого дарования, Иванов родился в Рузе Московской губернии в семье чиновника. Учился в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества (1878-1882, 1884-1885) у И.М.Прянишникова и Академии Художеств в Петербурге. С самого начала направленность его произведений вполне очевидна: история России в прошлом и настоящем. Первая картина «В дороге. Смерть переселенца» (1889), которая принесла художнику известность, была написана в стиле раннего творчества передвижников, но отношение к происходящему уже другое. Смерть кормильца, одиночество осиротевшей семьи — подчеркивается пустынным пейзажем выжженной степи. В картине художник активно использовал художественные средства композиции. Продолжая традиции, Иванов стремился к искусству остродраматическому, чутко передающему «биение человеческой души», которое нашло воплощение в картинах о жизни крестьян («К помещице с просьбой», 1885) и «арестантской» темах («Этап», 1892). Поиски Ивановым новых композиционных и цветовых решений — неожиданные ракурсы, декоративность плоских цветовых пятен привели художника к участию в создании Союза русских художников. В 1900 г. в творчестве С.Иванова становится все заметнее влияние импрессионизма. Передача световоздушной среды выделяет главные объекты композиций. Произведения художника характеризует лаконично-заостренная трактовка образов. С конца 1890-х годов художник работал преимущественно над картинами из русского прошлого. В прошлом России художника влекли прежде всего острые драматические моменты, сила русских народных характеров («Поход москвитян. XVI век», 1903), красота старинного быта («Семья», 1910). Злой иронией были проникнуты работы Иванова из жизни царя, бояр, демонстрируя исторические корни таких явлений, как дремучее мещанство, сановнее чванство. В 1902 голу на выставке «Союза 36» Иванов представил картину «Царь. XVI век». Зимний день, по московской улице движется парадный кортеж, во главе которого торжественно шествуют гридни (стражи) в красных кафтанах. На великолепно украшенной лошади, в богатых одеждах едет царь, толстый и неуклюжий, с поднятым кверху, напыщенным липом. Но люли, в приступе подданнического чувства уткнувшиеся в снег, не могут оценить «величия момента». Используя прием «калорированной композиции», художник максимально приблизил изображение к зрителю, как бы создав «эффект присутствия» его внутри. Эту работу отличает яркий цветовой строй, выразительность силуэтных решений, свободная живопись. В поисках нового живописного языка, Иванов выступил новатором исторического жанра: его полотна напоминали застывшие кинокадры, захватывающие зрителя своим динамичным ритмом («Приезд иностранцев в Москву XVII столетия», 1901). Последней работой художника стал цикл о событиях 1905 года («Расстрел»). |