Искусство этого художника ещё при его жизни пополнило ряды классики. Работы А. А. Пластова были даже на страницах школьных учебников, но официальным художником он, отнюдь, не был. Несмотря на то, что в своем творчестве Пластов обращался и к ленинской тематике, и к воспеванию советского строя, лучшие его произведения причисляются к русской, но не советской классике 20-го столетия. Мальчик из крестьянской семьи, уроженец села Прислониха бывшей Симбирской губернии, чей отец был книгочеем, а дед — иконописцем, учился сначала в духовном училище, после — в семинарии, и мечтал о занятиях живописью. В 1914 году будущий художник Пластов Аркадий Александрович отправился в Москву, где ему удалось поступить в МУЖВЗ на отделение скульптуры, поэтому живописью он занимался параллельно. В 1917-ом он вернулся в родное село, где ему, как "грамотному" было поручено заниматься разного рода общественными делами, и лишь в середине 20-х годов художник смог вернуться к творчеству. В 1931 году почти все картины Пластова Аркадия Александровича погибли при пожаре, случившемся в его доме. В то время, когда безвозвратно исчез весь его многолетний труд, художнику было почти сорок. Но он не отчаялся и за следующий сорокалетний период создал огромное количество новых великолепных произведений, в числе которых и несколько сот портретов, персонажами которых были, в основном, односельчане мастера. В 1930-х годах Пластов очень много работал, но первые его шедевры увидели свет в годы войны. Он раскрыл всю глубину трагедии народа, когда происходит посягательство на все, что касается естественности бытия, его священных законов (картина "Фашист пролетел", написанная в 1942 году), и показал несокрушимость этих законов, крепость народного жизненного начала в произведении "Жатва", созданном в 1945-ом. Здесь нет явственной трагедии войны, но она выражена в том, что персонажами картины стали старик и маленькие дети, занимающиеся жатвой в то время, как их отцы и старшие братья на фронте. В 1945-ом Пластов написал ещё одну замечательную, полную жизнеутверждающей энергии, картину "Сенокос" — естественность бытия победить невозможно: солнце продолжает светить, травы — расти, а люди все также занимаются повседневными делами. Этот высокий уровень творчества А. А. Пластов удержал и в последующих своих работах: "Родник", "Юность", "Весна", "Лето", "Ужин трактористов", написанные в 1950-х годах. Совсем не случайно названия многих произведений содержат некие обобщения: у художника был большой дар, дающий ему возможность наделять повседневные, обыденные события, происходящие в жизни народа, каким-то особым смыслом; он был способен раскрыть истинный смысл и значение этих событий в системе общего мироздания. Именно поэтому Пластов, будучи современным реалистом, с такой неповторимой естественностью продолжил классическое традиционное русское искусство. Его великолепные картины просто переполнены вечным, не проходящим счастьем бытия; они пропитаны несказанно упоительным чувством любви к Родине, к России; Одной из последних работ А. А. Пластова стало произведение "Из прошлого" (1970), где им вновь описывается простота и значительность народного бытия, гармония труда и счастья. В годы, когда была написана картина, та Россия, которая была необыкновенно дорога Пластову, уже почти канула в прошлое, о чем и свидетельствует название произведения. 12 мая 1972 года на своей малой родине А. А. Пластов скончался. Там же в 1988 году был открыт Народный Музей имени художника. |