Русский художник-феномен (А.Н. Бенуа). Живописец, график, монументалист, сценограф, педагог. Представитель неоклассического течения внутри модерна. Кавалер ордена Почётного легиона (1927). Сын морского офицера, создателя первого в мире двигателя внутреннего сгорания на жидком топливе Е.А. Яковлева. С 1907 по 1913 год вместе с В.И. Шухаевым, пожизненным другом и творческим близнецом, учился в Академии художеств в мастерской Д. Кардовского. Переняв от учителя любовь к рисунку, увлёкся графикой, рисовал для журналов «Аполлон», «Сатирикон», «Новый Сатирикон», «Нива». В мастерской техники и технологии живописи под руководством Д. Киплика осваивал возможности таких мало освоенных в России техник, как сангина и темпера. Участник выставок с 1909 года. Член Союза русских художников с 1911 года, член объединения «Мир искусства» с 1912 года. По окончании Академии вместе с Шухаевым совершил пансионерскую поездку по Италии и Испании, изучая живопись старых мастеров. В Италии же выполнил свой автопортрет в образе Арлекина, ставший частью знаменитого двойного автопортрета Шухаева и Яковлева, созданного в «фирменной» для друзей ренессансно-барочной манере с элементом современного иронико-драматического остранения. В 1917 году вместе с Кардовским и Шухаевым учредил «Цех живописцев Святого Луки» с целью передачи «подмастерьям» опыта классического искусства. В это же время увлёкся монументальной живописью. За этнографическим материалом для росписей Казанского вокзала в Москве отправился на Дальний Восток, затем в Китай, Монголию и Японию. В 1918 году перебрался во Францию. В 1924 – 1925 и 1931 – 1932 годах принял участие в африканской и азиатской экспедициях фирмы «Ситроен», в ходе которых создал обширные циклы картин и рисунков, принёсших автору громкую славу. Стал одним из немногих художников-эмигрантов, удостоенных прижизненной выставки на родине (Ленинград, 1928 год). В середине 1930-х годов руководил живописным отделением школы при Музее изобразительных искусств в Бостоне (США). Работы А.Е. Яковлева находятся в частных собраниях и музеях Франции, Бельгии, Германии, Италии, США, Японии, Грузии. В России их гораздо меньше, это преимущественно ранние работы, хранящиеся в ГРМ, ГТГ, некоторых провинциальных музеях. |