Родился Д. Г. Левицкий в Киеве в 1735 году, происходил из старинного украинского рода. Отец художника Григорий Кириллович был потомственным священником местечка Маячка, однако постоянно жил в Киеве, занимался живописью и гравюрой, он и передал сыну первые навыки живописного мастерства. Важную роль в дальнейшей судьбе юноши сыграл известный петербургский художник А. П. Антропов, который приехал в Киев в 1752 году для росписи Андреевского собора. Отец и сын Левицкие познакомились с Антроповым и, возможно, принимали участие в убранстве собора, так как Антропов имел полномочия привлекать к этим работам местных мастеров. В 1758 году Левицкий уезжает в Петербург, становится учеником Антропова, живет в его доме и несколько лет работает в содружестве с ним. Вместе с Антроповым в 1762 году он едет в Москву, выполняет росписи Триумфальных ворот, воздвигнутых в связи с торжествами по случаю коронации Екатерины II. Левицкий работает вместе с наиболее выдающимися мастерами Канцелярии от строений и, безусловно, такой творческий контакт оказался полезен молодому художнику. Через год Левицкий расстается со своим учителем. Унаследовав от А. П. Антропова не только мастерство, но и бескорыстие, честность, трудолюбие, он начинает самостоятельный творческий путь. Впервые имя Левицкого получает известность в связи с выставкой в Академии художеств в 1770 году, на которую он представил шесть мастерски написанных портретов. Среди этих работ особенно интересен портрет А. Ф. Кокоринова (ГРМ), выполненный в характерном для XVIII века жанре парадного портрета. Для таких произведений обязательны пышность и торжественность. Одежда, жесты и поза портретируемого, окружающие его атрибуты, сама композиция картины с центральной постановкой фигуры должны были подчеркивать высокое общественное положение человека. Все это есть и в портрете Кокоринова, в котором ощущается еще и какое-то особое спокойствие и ясность образа. Художник с любовью пишет задумчивое лицо архитектора, использует в картине сдержанные цветовые сочетания, чтобы подчеркнуть человеческое достоинство и благородство характера строителя здания Академии художеств и ее первого директора. За этот портрет Левицкий получает звание академика и с 1771 года в течение семнадцати лет руководит классом портретной живописи в Академии художеств. 1770—1780-е годы — время расцвета дарования Левицкого. За эти двадцать лет он создает самые значительные произведения. Имя художника окружено славой, постоянно поступают заказы царского Двора. К 1773 году относится выполненный им портрет П. А. Демидова (ГТГ). Необычность портрета в какой-то мере определяется оригинальностью личности изображенного прославленного "чудака" и в то же время человека образованного, жертвовавшего огромные суммы на просвещение. Эту работу отличает соединение парадности в постановке фигуры с простотой внешнего облика Демидова, изображенного в торжественной позе, на фоне традиционной колоннады. Вместе с тем, его окружают предметы вполне бытовые: горшки с цистами, лейка — что говорит об увлечении Демидова садоводством. Домашний костюм усиливает интимную нотку образа. Характерные для Левицкого поиски большей жизненности, естествен ности в изображении человека нашли воплощение в серии портретов смолянок, учениц Смольного института, основанного Екатериной II с целью создать женщин "новой породы" — воспитанных и образованных. Семь портретов были заказаны императрицей и выполнены на протяжении 1773—1777 годов. В портреты смолянок художник вносит сюжетное начало, показывает человека в действии, когда раскрываются черты его характера. Девушки изображены исполняющими концертные номера. Известная артистическими способностями Г. И. Нелидова танцует и поет куплеты. В ее улыбке взгляде, движениях — задор, веселое кокетство. Стремительно, темпераментно движется в танце Н. С. Борщова. Плавны и медленны движения А. П. Левшиной, девушки серьезной и мечтательной. Г. И. Алымова играет на арфе, повернувшись к зрителю со светски любезной улыбкой. Обаятельная, с тонким, умным лицом, Е. И. Молчанова декламирует стихи. В этой серии имеются парные портреты (Ф. Ржевской и Н. М. Давыдовой, Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской. Последний особенно выразителен по характеристике персонажей. Девочки разыгрывают пасторальную сценку. Хрущева изображена в роли пастушка, Хованская — пастушки. Левицкий строит портрет на сопоставлении индивидуальных качеств моделей. Застенчнная, робкая, чуть связанная в движениях — Хованская и бойкая, с задорной улыбкой и игривым жестом Хрущева. Не имея первоначально об-щего замысла портретной серии "Смолянок", Левицкий тем не менее создал единую сюиту, содержанием которой явилось обаяние и красота юности. Портреты связаны единством формалыгых приемов, ритмом движений, общностью композиционного построения, использованием условного театрального пейзажного фона, где человек доминирует. Для всех этих портретов характерны декоративность цвета и его предметность, тонкая разработка изысканных тонов. Вместе с тем в каждом случае художник находит особый цветовой ключ. В этих работах проявился дар Левицкого в создании декоративного ансамбля, рассчитанного на оформление дворцового зала, понимание художником портрета, как большой композиционной картины (в настоящее время вся серия находится в ГРМ). Мастерство Левицкого проявилось и в ряде последующих полотен, и особенно в "Портрете Екатерины II — законодательницы", выполненном по заказу канцлера А. А. Безбородко (1783, ГРМ). Портрет Екатерины II представляет, по существу, историческую картину, где содержание раскрывается через целую систему . Такой образный прием был характерен для классицизма стиля, который в то время утверждался в Академии. Сохранилось описание портрета, сделанное самим Левицким, где он говорит, что Екатерина изображена в храме богини Правосудия, сжигая на алтаре маки, она "жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя", орден снятого Владимира подчеркивает заслуги перед Отечеством, виднеющееся вдали открытое море, российский флаг и жезл Меркурия на военном щите означают защищенную торговлю. В формировании взглядов художника большую роль сыграло его сближение с кружком передовых мыслителей-литераторов (В. В. Капнист, Г. Р. Державин, А. Н. Оленин), где видное место занимал друг Левиц кого Н. А. Львов, человек выдающийся по образованности и разнообразным способностям. Львов постоянно выступал в защиту национального искусства, важности его общественной роли. Он и дает Левицкому программу портрета Екатерины II. В это время Левицкий создает галерею портретов русской дворянской интеллигенции: писателя А. В. Храповицкого (1781, ГРМ). А. Воронцова (конец 1780, ГРМ), Н. А. Львова (1789, ГРМ). Портреты очень просты, камерны по характеру. Обычно фигура помещается на нейтральном фоне. Окружение отсутствует, позы людей естественны. Левицкий дает трезвую объективную характеристику своим современникам, выделяет присущие портретируемому качества физического и духовного облика, подчеркивает национальный тип. К числу лучших работ художника относится портрет знаменитого французского философа Дени Дидро (1773, Публичная библиотека, Женева), Дидро изображен в халате, без парика, тщательно выписано старческое лицо. В его глазах светится ясный ум философа, угадывается напряженность мысли. Портрет, видимо, нравился Дидро, так как он завещал его сестре. Портреты Левицкого отличаютсяi живописной красотой, причем в каждом из них Левицкий находит свою особую цветовую гамму. Так, племянница польского короля светская красавица Мнишек (1782, ГРМ) написана в изысканной гамме золотистых и голубых тонов; в портрете хитрой авантюристки итальянской певицы Анны Давиа Бернуцци (1782, ГТГ) некоторая "крикливость" цвета. Среди женских образов, созданных Левицким, наиболее привлекательня М. А. Дьякова (1778, ГТГ), нежная, светлая, исполненная обаяния. женственности. Этот портрет сближает творчество Левицкого с искусством другого великого живописца XVIII века Ф. С. Рокотова. В 1787 году Левицкий оставляет преподавание в Академии. В послед нее десятилетие XVIII века резко меняется положение художника, он утрачивает роль первого живописца. Старый мастер испытывает большие материальные затруднения. Он живет уединенно, начинает увлекаться масонством, им все более овладевают религиозные настроения. В 1807 году, благодаря хлопотам А. Ф.Бюзииа, Левицкий возвращается в Академию как член Совета. Однако искоре художника постигает большое несчастье: он начинает слепнуть. Его последняя работа относится к 1812 году. Умер Д. Г. Левицкий в 1822 году в Петербурге и похоронен на Смоленском кладбище. |