Советский живописец и график, народный художник СССР (1958). Преподавал в ленинградской Академии художеств (1933—1942). Действительный член АХ СССР (1954). Член КПСС с 1942 года. Первый секретарь правления Союза художников РСФСР (1960—1968). Президент АХ СССР (1962—1968). Член Центральной ревизионной комиссии КПСС с 1961 года. Депутат Верховного Совета РСФСР с 1958 года. Лауреат Государственных премий СССР (1948, 1951). Награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и многими медалями. Художественные вкусы Серова четко сформировались уже в годы учения в Высшем государственном художественно-техническом институте (1922—1931), где он работал в мастерской В. Е. Савинского, ученика П. П. Чистякова, и затем в аспирантуре (1931—1934) у И. И. Бродского, ученика И. Е. Репина. В творчестве Серова идеологически выдержанная историко-революционная тема — ведущая и основная. Художник настойчиво стремился к созданию высокоидейной картины с дидактической наглядностью изображения и этим продолжал развивать принципы социалистического реализма. С младых ногтей Серов начал работать над тематической картиной. С «Сибирских партизан» (1934, Музей им. И. И. Бродского, г. Бердянск), показанных на выставке «15 лет РККА», начинается его самостоятельный путь художника в выбранном направлении. «Сибирские партизаны» стали дипломной работой Серова и открыли большую серию картин, объединенных единой историко-революционной темой. В конце 30-х годов Серов создает ряд картин, посвященных эпизодам гражданской войны и октябрьским событиям, в которых начинает выступать главная идея его творчества — народ, свершающий победы под руководством коммунистической партии. Это видно уже в одной из самых ранних его тематических картин — «На Юденича» (1934, Государственный центральный музей современной истории России, Москва). Многофигурной композиции еще присущи недостатки начинающего живописца. Но основная идея уже четко намечена. В своих последующих тематических картинах Серов продолжал много работать над композицией. Об этом говорит полотно «Штаб Чапаева» (1938, Центральный музей вооруженных сил. Экспонировалось на выставке «20 лет РККА»). Художник так построил композицию, что фигуры красноармейцев на первом плане и Чапаева, окруженного комиссарами, представляют единое целое. Оставаясь в период блокады Ленинграда 1941—1943 годов председателем Ленинградского отделения Союза советских художников, Серов активно участвовал в обороне города и мобилизации художников на борьбу с врагом. В годы блокады, помимо работы над серией военных плакатов и рисунков для газет, он пишет картины, где историческая тема решалась как тема борьбы русского народа за независимость в далеком и славном прошлом. В 1942 году он пишет «Ледовое побоище», в 1945 — «Въезд Александра Невского в Псков» (обе — в ГРМ). В этих многофигурных полотнах не забыта художником индивидуальная героическая характеристика князя — предводителя русского воинства. Во время войны Серов также создает героические образы идеального советского человека: «Последний патрон» (1942, Музей обороны Ленинграда) и «Балтийский десант» (1942, Центральный музей Военно-Морского Флота, Санкт-Петербург). В картине о балтийцах общий композиционный замысел и колорит всецело подчинены стремлению передать бесстрашный порыв героев. Нескончаемый ряд полотен художника воплощает идею единства вождя и народа. В своих картинах Серов неустанно воспевал Ленина: «В. И. Ленин провозглашает Советскую власть» (1947, КНР, вариант — 1962, ГТГ. Государственная премия СССР, 1948) «Ходоки у В. И. Ленина», (1950, ГТГ. Вариант — Центральный музей В. И. Ленина, Москва, ныне в ГИМ. Государственная премия СССР, 1951). Тема революционного народа раскрывается в цикле картин: «Зимний взят» (1954; ГТГ) и в произведениях, созданных Серовым к 40-летию Октябрьской революции — «Ждут сигнала (Перед штурмом)», «Декрет о мире» и «Декрет о земле» — 1957, все находятся в ГТГ. Серов также занимался книжной иллюстрацией: к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (Черный карандаш, соус, гуашь, 1948—1949), к роману Л. Н. Толстого «Война и мир» (Преимущественно темпера, 1951—1953). В 1957—1962 годах Серов создал графическую серию к «Слову о полку Игореве» (бумага, темпера. Оригиналы в Ростовском художественном музее). Иллюстрации опубликованы вместе с текстом в 1963 году и позднее не переиздавалась. В отличие от скупых черно-белых миниатюрных гравюр В. А. Фаворского, включенных в наборный текст, Серов наделил свои иллюстрации ярким колоритом и экспрессивностью. Десять цветных вклеек и обложка составляют самостоятельный рассказ о походе Игоря, почти независимый от текста. В этой работе художник-живописец опирался на монументальные полотна В. М. Васнецова, И. Е. Репина и других мастеров исторического жанра. Всю жизнь Серов был верным слугой и стражем официального идеологического искусства. Именно он натравливал Н. С. Хрущева на тех художников, кто не хотел и не мог подчиниться диктату соцреализма. В демократических кругах московской интеллигенции с сарказмом утверждали, что Владимир Серов даже не однофамилец Валентину Серову, так как его фамилия «ВыСеров». |