Живописец, график. Александр Харитонов не получил профессионального художественного образования. С конца 1950-х входил в круг неофициальных художников. Первая персональная выставка состоялась в 1958 в МГУ (Москва). Принимал участие в ряде выставок: 1970 — выставка Nuove correnti a Mosca (Museo Belle Arti, Лугано, Швейцария); 1975 — выставка живописи московских художников в павильоне «Пчеловодство» (ВДНХ, Москва); 1975 — выставка произведений московских художников в павильоне «Дом культуры» (ВДНХ, Москва);
1975 — выставка произведений семи художников МОКХГ (Москва);
1976 — Exposition au Musee russe en Exil (Монжерон, Франция); 1989 — выставка коллекции Л. Талочкина (Областной художественный музей, Куйбышев); 1991 — «Другое искусство» Москва, 1956–76 (ГТГ, Москва). В 1950-х — начале 1960-х в работах художника доминировали фантастические сюжеты, в которых романтика сочеталась с гротеском. Ближе к 1970-м художник начал писать романтически-сказочные, восходящие к христианской иконографии картины с миниатюрными храмами, фигурками ангелов и святых в пейзаже. Картины Харитонова полны милой тайны. Он уходит от действительности в мир сказок, фольклора, легенд. Александр Харитонов — художник необычный. Он одновременно и новатор и традиционалист. …В противовес современной гигантомании, работы Харитонова невелики по размеру, рассчитаны на близкое и тихое общение. И каждая из них — небольшой самоцвет, переливающийся сотнями красочных и смысловых оттенков. Сама техника, в которой работает художник, похожа на россыпь камней, на мерцающую мозаику из мелкой смальты. Мазки — крошечные и выпуклые — ложатся всегда предельно точно, сливаясь в удивительную и гармоничную картинку. А сами миниатюрные полотна, в свою очередь — в целую сюиту, сверкающую и радостную. Во всей системе художника чувствуется связь с традиционной средневековой картиной мира, с ее мудрым взаимопроникновением макрокосма и микрокосма, пронизанностью светом и приятием всего сущего. По словам самого художника, живопись его так называемых фундаментальных (фантазийных) картин зиждется на трех китах: византийской, древнерусской иконописи, древнерусской церковной вышивке бисером и драгоценными камнями» (А. Соколова). В конце 1980-х, как и тремя десятилетиями раньше, художник периодически обращался к жанру чистой абстракции. Стержнем его экспериментальных композиций было цветовое воспроизведение любимой музыки (например, Моцарта). Работы Александра Харитонова находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи (Москва), Музея Циммерли Рутгерского университета (штат Нью-Джерси, США), а также ведущих музеев современного искусства. |