BARBEDIENNE Fondeur - это клеймо Фердинанда Барбедьена, которое хорошо известно всем, кто знает французскую художественную бронзу. Ф. Барбедьен владелец фабрики, которая в конце 19в. была крупнейшей в Европе и прославилась далеко за пределами Франции. Барбедьен был из семьи бедных землевладельцев, которые приехали в Париж в 1822 (или в 1823г). Будущий бронзовый фабрикант работал 10 лет на разных фабриках, возможно, и на бумажной ф-ке Сюсса, где в лавке продавались небольшие гипсовые и бронзовые фигуры. Организаторские способности молодого Фердинанда не ускользнули от хозяев, и они помогают ему открыть в 1833 г. собственное дело на Нотр Дам де Лоретт. Известно, что в 1832-34гг. он знакомиться с А. Колла, а 29 ноября 1838г. заключает с ним контракт на коммерческое использование изобретения. Этот год и считается открытием его бронзолитейной фабрики. Изобретение Колла было в том, что станок давал возможность воспроизводить любую объемную фигуру в трех размерах. Самая крупная копия - около метра. Именно такие статуи были непременным атрибутом фешенебельного дома. Средний размер подходил для различных офисов и контор, а камерный изготавливали для семей скромного достатка. Если надо было уменьшить крупную статую, то гипсовую модель натуральной величины делили на несколько частей и каждую по отдельности уменьшали на станке. Затем полученные детали вновь отливали в гипсе, собирали и отливали, но уже в бронзе. Этот процесс способствовал распространению фабричного массового производства скульптуры, так называемого литья в кусках, которое заменило литье по восковой модели и заняло лидирующее положение во второй половине 19в. Работы Колла по уменьшению фигур получили распространение еще до совместной работы с Барбедьеном. В декабре 1837г. он выставляет свои работы, среди которых выделялся шедевр эллинистической пластики «Венера Милосская» высотой 90 см. Именно с нее Барбедьен и Колла начинают свою совместную работу. Уменьшенные копии известных скульпторов были четкими и точно исполняли мельчайшие детали. Скульптура становится все более востребованной во Франции, и многие изобретатели разрабатывают свои варианты уменьшения оригиналов. В этом направлении работали и добились хороших результатов Ф.Соваж, М.Гремпе, Дютель. Конкуренция между ними проявлялась особенно четко на выставках. На 1Х Французской промышленной выставке в 1839 г. Колла получил серебряную медаль, а Дюбель – бронзовую. На Х выставке в 1844г. у Колла снова было серебро, а бронзовая медаль досталась Соважу. В Англии аналогичные станки были изобретены в 1820-х годах Б.Чевертоном и Д.Уаттом. Станок Колла со временем усовершенствовали, и в конце 19 в. фабрикант Барбедьен одну скульптуру, например, знаменитая луврская мраморная «Диана, поправляющая тунику» воспроизвел в 9 размерах (от 133 см до 17см), что давало возможность украшать такими копиями и шикарные городские отели, и письменные столы в скромных кабинетах. Деятельность предприятий братьев Сюсс и Барбедьена имела много общего. Своими работами они популяризировали классику, т.к. давали возможность уменьшенными копиями знаменитых скульптур от времен античности до 18 в. украшать интерьер зданий. Ранее их можно было видеть только в музейных залах. |