Судейкин Сергей Юрьевич родился в семье жандармского полковника. В 1897г. он поступил в МУЖВЗ, однако в 1902г. был отчислен за показанные на ученической выставке работы «непристойного содержания». Уже первые самостоятельные работы Судейкина с их романтической наивностью, перламутровыми тонами оказались близки художникам-символистам. Он иллюстрировал драму М. Метерлинка «Смерть Тентажиля» (1903г.), сотрудничал с журналом «Весы», участвовал в выставках «Алая роза» (1904г.) и «Голубая роза» (1907г.), «Венок - Стефанос» (1908г.). В 1909г. Судейкин поступил в Петербургскую АХ. В это время у художника завязались творческие отношения с А. Н. Бенуа, а через него и с другими "мирискусниками". В 1911г. он стал членом объединения «Мир искусства». Тесная дружба связывала его с К. А. Сомовым. Во многом от сомовских «маркиз» отталкивался Судейкин в своих работах, также воспроизводивших пасторальные сцены галантной эпохи. «Пастораль» (1905г.), «Сад Арлекина», «Венеция» (обе 1907г.), «Северный поэт» (1909г.), «Восточная сказка» (начало 1910-х гг.) - характерны уже сами названия картин Судейкина. Романтический сюжет нередко получал у него наивную, примитивно-лубочную трактовку, содержал элементы пародии, гротеска, театрализации. Его натюрморты – «Саксонские фигурки» (1911г.), «Цветы и фарфор» (начало 1910-х гг.) и др. - при всей их близости к натюрмортам А. Я. Головина также напоминают театральное действо, сценическую площадку. Тема театра не раз возникала в его живописи. Судейкин изображал балет и кукольный театр, итальянскую комедию и русское масленичное гулянье («Балетная пастораль», «Гулянье» (обе 1906г.), «Карусель» (1910г.), «Петрушка» (1915г.), серия лубков «Масленичные герои» (середина 1910-х гг.), и др.). Именно театрально-декорационное искусство стало главным делом художника. Он сотрудничал со многими театральными деятелями тех лет. Первым привлек его к оформлению оперных спектаклей в московском театре «Эрмитаж» С. И. Мамонтов. В 1905г. Судейкин совместно с Н. Н. Сапуновым оформил «Смерть Тентажиля» в постановке В. Э. Мейерхольда для Театра-студии на Поварской, в 1906г. - драму М. Метерлинка «Сестра Беатриса» в Театре В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге. В 1911г. он работал над балетными спектаклями Малого драматического театра в Петербурге и комической оперой М. А. Кузмина «Забава дев», поставленной там же, в 1912г. вместе с А. Я. Таировым - над пьесой «Изнанка жизни» X. Бенавенте в петербургском Русском драматическом театре. В 1913г. Судейкин участвовал в «Русских сезонах» в Париже, выполнив декорации и костюмы к балетам «Красная маска» Н. Н. Черепнина и «Трагедия Саломеи» Ф. Шмидта. В 1910-х гг. Судейкин становится одной из центральных фигур петербургской художественной жизни. Он оформляет книги стихов своего друга поэта М. А. Кузмина – «Куранты любви» (1910г.), «Осенние озера» (1912г.), участвует в постановках «Башенного театра» в доме поэта В. И. Иванова, в 1910-1911 гг. помогает В. Э. Мейерхольду организовать Дом интермедий, в 1911г. расписывает стены кабаре «Бродячая собака», в 1915г. создает декоративные панно для театра-кабаре «Привал комедиантов». В 1917г. Судейкин переехал в Крым, а затем, в 1919г. в Тифлис, где он вместе с грузинскими художниками расписал кабачок «Химериони». В 1920г. художник уехал в Париж. Главные работы Судейкина, выполненные за границей, также принадлежат театральным подмосткам. Художник сотрудничал с Н. Ф. Балиевым в его возрожденном на французской земле кабаре «Летучая мышь», с «Русской оперой» М. Н. Кузнецовой, с театром «Аполло», для балетной труппы А. П. Павловой оформил «Спящую красавицу» П. И. Чайковского и «Фею кукол» И. Байера. Переезд в США в 1923г. не изменил направленности интересов Судейкина. Он много работал для нью-йоркской «Метрополитен-опера», где оформил балеты И. Ф. Стравинского «Петрушка» (1924г.), «Соловей» (1925г.), «Свадебка» (1929г.), оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (1929г.), «Летучий голландец» Р. Вагнера (1930г.) и др. Сотрудничал также с труппами Дж. Баланчина и М. М. Фокина, выполнил декорации к кинофильму «Воскресение» (по роману Л. Н. Толстого) для Голливуда (1934-1935гг.). Последние годы жизни тяжело больной художник провел в нужде. Его творческие силы были исчерпаны. |