Степан Семенович Щукин — один из крупных мастеров русской портретной живописи конца XVIII — первой четверти XIX века. Современник Ф.С.Рокотова и В.Л.Боровиковского. Малюткой отданный в московский Воспитательный дом (существовали в XVIII веке такие учреждения, прежде всего для солдатских детей), будущий портретист Степан Степанович Щукин через некоторое время обнаружил склонность к рисованию. Успехи воспитанника заметили, и он был переведен в Петербургскую Академию художеств, где были классы по воспитанию талантливых детей из нижних слоев общества. В Академии молодой Степан Щукин под руководством Д.Г. Левицкого учился портретной живописи (1776—1782), и считался одним из самых одаренных и многообещающих его учеников. Не раз за успехи в живописи Щукин получал академические награды. По окончании Академии в 1782 году художник был отправлен в пенсионерскую поездку во Францию, а по возвращении за исполненный по поручению академии портрет ее адъюнкт-ректора Ю.М. Фельтена, получил звание назначенного в академики. В следующем году, за портрет императора Павла I во весь рост признан академиком. В 1788 году Щукин был определен на место Левицкого и долгие годы руководил классом портретной живописи. На этом поприще ярко проявился его талант педагога. Среди учеников Щукина мы встречаем имена таких мастеров, как В.А.Тропинин , А.Г.Варнек, М.И.Теребенев, Ф.Солнцев . Деятельность художника получила официальное признание: в 1798 году он стал академиком, а в 1802 году был назначен советником Академии художеств. В.А.Тропинин прошел рисовальные классы и поступил в мастерскую портретной живописи, которую возглавлял С.С.Щукин. Показательно, что в 1810-х годах в портретном классе Щукина ученикам и пенсионерам задавались следующие темы: "Возвращение ратника к своему семейству", "Русская крестьянская свадьба", "Русская крестьянская пляска" и "Ворожба на картах". Таким образом, Щукин ориентировал своих учеников на правдивую передачу сцен народной жизни. В мастерской Щукина были заложены также стилистические и технические основы живописи Тропинина. Будучи крепостным, Тропинин жил в доме учителя, тер ему краски, натягивал и грунтовал холсты. Отсюда - определенное сходство палитр художников. Излюбленное Тропининым сопоставление красновато-охристых тонов с глубокими оливково-зелеными и легкими голубовато-серыми вызывает в памяти одно из лучших произведений русской живописи рубежа XVIII и XIX веков - "Автопортрет" Щукина. Щукин жил и работал в сложное для русского искусства время, когда сосуществовали и взаимодействовали различные художественные тенденции и направления: классицизм, сентиментализм, романтизм. Многообразие художественной жизни рубежа столетий нашло отражение и в творчестве, и в педагогической деятельности Щукина. Именно Щукин, художник и педагог, во многом определил развитие портретного жанра первой половины XIX века. Портреты Щукина, до некоторой степени напоминающие собою кисть Левицкого, замечательны точностью рисунка, прекрасной характеристикой изображенных лиц, вкусным выбором аксессуаров, гармоничным колоритом и мастерским письмом. Их можно увидеть в Эрмитаже, в гатчинском дворце, в Московской Третьяковской галерее, в Академии Художеств. Много произведений Щукина рассеяно по частным рукам. Помимо портретов он занимался миниатюрой (одно время возглавл в Академии класс миниатюрной живописи) и принимал участие в написании образов для Казанского собора в Петербурге. |